Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Черная шляпа — противоположность желтой шляпе. Нужно опре­ делить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Например, «Образ Евгения Онегина не может быть изучен нами до конца, так как в романе есть купюры, и мы не знаем, как герой вел себя в описанных там ситуациях». Красная шляпа — эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, ин­ терес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление по­ иска, анализа. «Финал повести А.И. Куприна “Поединок” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности». Зеленая шляпа — творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой си­ туации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта шляпа позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Ф.М. Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным». Синяя шляпа —философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслят в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других шляп, сде­ лать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д. Группе, вы­ бравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой — походить подругам группам, послушать, что они говорят, а во второй —вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними —последнее слово. Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, разноцветной оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заклю­ чительного эссе. 5.11. ШЕСТЬ «ВОЛШЕБНЫХ» ЗАДАЧ Эта технология строится на систематическом (но не последова­ тельном) решении творческих задач, сформулированных в одной из теорий содержания образования, о которой мы говорили в третьей главе. Можно с уверенностью утверждать, что нет ни одного учебного предмета, ни одной учебной темы в этих предметах, в которых не­ возможно было бы найти такие задачи в скрытом виде. И если учитель сумеет их разглядеть и предъявить своим уче­ никам, если будет делать это систематически (а еще лучше — если 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz