Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой инфор­ мации. Прием «Пометки на полях» Технология критического мышления предлагает педагогический прием, известный как Инсерт. Этот прием является средством, позво­ ляющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их ка­ рандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: • Знаком «галочка» (ѵ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения. • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встре­ чается с прочитанным текстом. • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать под­ робнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчиты­ ваться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Метод «Шесть шляп мышления» Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различ­ ными способами, то есть в шести «шляпах»! Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе предостав­ ляется одна из шести шляп. Причем в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы. Белая шляпа — мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъек­ тивных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события про­ изошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т.д. Желтая шляпа — позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Ба­ заров был человеком передовым и более прогрессивным, потому что...». 340

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz