Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Обсудили ли мы с различных точек зрения (когда уместно) и рацио­ нально идентифицировали ли и рассмотрели ли сильные и слабые стороны этих точек зрения в результате этого процесса? В заключение еще раз обратимся к размышлениям С. Палагина: «Настоящее умение критически мыслить приходит только к тому, кто умеет “мыслить вообще” , кто умеет работать головой. Критическое мышление —органичная часть всей когнитивной культуры человека. Нельзя развить в себе критическое мышление, как особенную ин­ теллектуальную способность. Когда мы к чему-то критически отно­ симся, мы для этого мобилизуем весь свой интеллектуальный потен­ циал, весь свой опыт, все свои знания. Поэтому, если вы хотите раз­ вить в себе способность критически мыслить — развивайте и самоорганизуйте весь свой интеллект: иного пути нет»1. Из опыта работы И.В. Бабаевой Приемы критического мышления на уроках русского языка илитературы Прием «“Корзина” идей, понятий, имен...» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают, ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают, об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продол­ жительность 1—2 мин). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 мин. Это обсуждение должно быть организо­ ванным, например ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в корзине идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 1 Саратовский когнитолог [Электронный ресурс]. URL: http://www.cognito- logist.ru/?q=node/ 56 339

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz