Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
1. Сократовское выспрашивание (сократический диалог): выспра шивание самих себя или других, чтобы сделать полностью высказан ными и явными важные моменты нашего мышления: • Что точно является проблемой? Действительно ли это наилучший вариант постановки проблемы? • И з какой точки зрения мы исходим? Есть ли альтернативные точки зрения, исходя из которых можно было бы подойти к про блеме или задаче? • Какие предположения мы делаем? Оправданы ли они? Какие аль тернативные предположения мы могли бы сделать вместо них? • Какие понятия (концепты) мы используем? Осознаем (понимаем) ли мы их? Их уместность (соответствие)? Их смыслы и под тексты? • Какое доказательство мы нашли или должны найти? Насколько надежен наш источник информации? • Какие выводы мы делаем? Хорошо ли поддержаны эти выводы? • Какие следствия (смыслы, подтексты) вытекают из нашего рас суждения (объяснения)? • Как наше рассуждение (объяснение) замещает (превосходит) кон курирующее или альтернативное рассуждение (объяснение)? • Есть ли возражения нашему рассуждению (объяснению), которые мы должны рассмотреть? 2. Концептуальный анализ (анализ концептов): любые проблема тичные понятия (или концепты, связанные с проблемой? В ориги нале — problematic concepts) или способы употребления терминов должны быть проанализированы, и их основная логика изложена и оценена. Сделали ли мы так? 3. Анализ спорного вопроса: всякий раз, когда кто-то рассуждает, этот кто-то пытается уладить какой-нибудь спорный вопрос. Но чтобы уладить вопрос, нужно понять тип вопроса. Различные во просы требуют различных способов урегулирования. Учитываем ли мы точные требования спорного вопроса? 4. Реконструкция альтернативных точек зрения в их самых сильных формах: поскольку всякий раз, когда кто-то рассуждает, этот кто-то рассуждает с точки зрения или в пределах концепту альной структуры, он должен идентифицировать и реконструировать эти альтернативные точки зрения. Реконструировали ли мы эмпати- чески эти релевантные точки зрения? 5. Рассуждения диалогические и диалектические: поскольку почти всегда есть альтернативные линии рассуждений о данном во просе или проблеме, и так как разумный человек сочувственно рас сматривает их, он должен включаться в диалектическое рассуждение. 338
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz