Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Некоторые приемы развития критического мышления Прием «кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, каса ющаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обуча ющиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Пра вила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или по вествования. Ствол дерева —тема, ветви —предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «веро ятно» (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием «зигзаг» относится к группе приемов развития критиче ского мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения об суждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего решения принимаются в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти ре шения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Образовательные результаты: • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляю щимся информационным потоком в разных областях знаний; • пользоваться различными способами интегрирования инфор мации; • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; • решать пробл емы; • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различ ного опыта, идей и представлений; • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и кор ректно по отношению к окружающим; • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; • способность самостоятельно заниматься своим обучением (ака демическая мобильность); 336
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz