Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необхо­ димо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Третий этап: рефлексия Выполняются следующие функции: • коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); • информационная (приобретение нового знания); • мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению инфор­ мационного поля); • оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). На этом этапе следует обратить внимание на то, что в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присво­ енной, превращается в собственное знание. Именно осознание уче­ ником происшедших с ним изменений в процессе обучения и становится основным содержанием этого этапа. Эффективным приемом для ор­ ганизации такой деятельности может стать парная и групповая работа, в которой ученики обмениваются мнениями о возникающих в про­ цессе урока вопросах и трудностях осмысления. Сопутствующие задачи рефлексивного этапа — прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуриру­ ется, превращаясь в новое знание. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитан­ ного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые от­ личаются по форме и содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дис­ куссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует раз­ витию навыков критического мышления. Итог рефлексии — это ответ на вопросы: • Что я знал и что умел? • Что я узнал нового и чему научился? • Как изменились мои первоначальные представления о предмете и мое отношение к нему? • Что я буду с этим делать? 335

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz