Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат инфор­ мацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. Легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложная для организации. Но, как отмечают различные авторы, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс кри­ тического осмысления, так как это сам по себе процесс индивиду­ альный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Во-вторых, учитель не всегда активно использует возможные приемы стимулирования внимания и, хотя данные приемы доста­ точно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяс­ нения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчи­ вого чтения. На фазе осмысления содержания учащиеся: 1) осуществляют контакте новой информацией; 2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; 3) акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; 4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; 5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой инфор­ мацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их вни­ мание, какие аспекты менее интересны и почему; 6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитан­ ного. Преподаватель на данном этапе: 1) может быть непосредственным источником новой инфор ­ мации; в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлека­ тельном изложении; 2) если школьники работают с текстом, учитель отслеживает сте­ пень активности работы, внимательности при чтении; 3) для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Иногда 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz