Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат инфор мацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. Легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложная для организации. Но, как отмечают различные авторы, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс кри тического осмысления, так как это сам по себе процесс индивиду альный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Во-вторых, учитель не всегда активно использует возможные приемы стимулирования внимания и, хотя данные приемы доста точно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяс нения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии. Кроме того, существуют приемы для вдумчи вого чтения. На фазе осмысления содержания учащиеся: 1) осуществляют контакте новой информацией; 2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; 3) акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; 4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; 5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой инфор мацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их вни мание, какие аспекты менее интересны и почему; 6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитан ного. Преподаватель на данном этапе: 1) может быть непосредственным источником новой инфор мации; в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлека тельном изложении; 2) если школьники работают с текстом, учитель отслеживает сте пень активности работы, внимательности при чтении; 3) для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Иногда 334
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz