Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Для этого организуются турнирные столы, по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно полезно для уроков математики, естественнонаучных дисциплин. Задания также даются дифференцированные по сложности. По­ бедитель каждого стола приносит своей команде одинаковое коли­ чество баллов независимо от планки стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая на­ бирает большее количество баллов, объявляется победителем тур­ нира с соответствующим награждением. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по данному методу становится как бы ис­ ходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной ра­ боты. При такой организации учебно-познавательной деятельности значительно повышается уровень внутренней мотивации самостоя­ тельной работы учащихся. Основные идеи, присущие описанным выше вариантам: общ­ ность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные воз­ можности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Эта технология решает и другую задачу метапредметного обу­ чения — формирование коммуникативных универсальных учебных действий, потому что предусматривает все уровни общения, опирается на них. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли —лидера, исполни­ теля, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. При таком обучении значительно изменяются компетенция и ком­ петентность учителя. В данном контексте под компетенцией пони­ мается круг задач, стоящих перед педагогом, а компетентность —его готовность в решении этих задач. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль модератора самостоятельной познава­ тельной, исследовательской, творческой, коллективной деятель­ ности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добы­ вать нужные знания, критически осмысливать получаемую инфор­ мацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Пила ( Jigsaw ) Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был раз­ работан Э. Аронсоном в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе 327

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz