Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Для этого организуются турнирные столы, по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно полезно для уроков математики, естественнонаучных дисциплин. Задания также даются дифференцированные по сложности. По бедитель каждого стола приносит своей команде одинаковое коли чество баллов независимо от планки стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая на бирает большее количество баллов, объявляется победителем тур нира с соответствующим награждением. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по данному методу становится как бы ис ходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной ра боты. При такой организации учебно-познавательной деятельности значительно повышается уровень внутренней мотивации самостоя тельной работы учащихся. Основные идеи, присущие описанным выше вариантам: общ ность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные воз можности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Эта технология решает и другую задачу метапредметного обу чения — формирование коммуникативных универсальных учебных действий, потому что предусматривает все уровни общения, опирается на них. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли —лидера, исполни теля, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. При таком обучении значительно изменяются компетенция и ком петентность учителя. В данном контексте под компетенцией пони мается круг задач, стоящих перед педагогом, а компетентность —его готовность в решении этих задач. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль модератора самостоятельной познава тельной, исследовательской, творческой, коллективной деятель ности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добы вать нужные знания, критически осмысливать получаемую инфор мацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Пила ( Jigsaw ) Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был раз работан Э. Аронсоном в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе 327
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz