Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

тами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в полу­ чении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную планку. Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудни­ честве можно рассматривать индивидуально-групповую работу (Student-teams — achievement divisions — STAD) и командно-игровую ( Teams-games-tournament — TGT). В первом случае ученики разбиваются на группы по четыре чело­ века (обязательно разные но уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной ос­ новы действий (но для каждого ученика). Группам дается опреде­ ленное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом вы­ полнение каждого задания объясняется каждым учеником и контро­ лируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы (задания дифференцированы для сильных и слабых учеников). Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) сумми­ руются на группу, и объявляется общая оценка группе. Таким об­ разом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь вы­ полнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Получается, что и сильный, и слабый ученики могут принести своей группе одинаковые оценки или баллы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения но­ вого материала каждым учеником. Разновидностью такой организации групповой деятельности яв­ ляется командно-игровая деятельность. Учитель, так же как и в пре­ дыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуаль­ ного тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz