Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?» Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообра­ зительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в об­ суждении. Темы мозгового штурма для детей: — Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю? — Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме? — Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? — Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков? — Как обогревать людей на улицах в лютый мороз? — Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход? — Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать? — Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слона достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина кита 30 м, вес более 100 т) — Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног? — Как сделать разноцветную льдинку? — Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот и др.): магнитом, липучкой, скрепкой, пру­ жинным прижимом, булавкой? Какие способы не подойдут? —Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно бес­ помощными. Как им помочь? — Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать? — Как проникнуть в комнату, не открывая дверей? — Как достать сосульку с крыши? — Как можно определить время, если нет часов? — Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 5.9. ОБУЧЕНИЕ ВСОТРУДНИЧЕСТВЕ Описанные выше технологии обучения по сути своей являются обучением в сотрудничестве. Однако основная идеология обучения в сотрудничестве (cooperative learning), или обучения в малых группах, была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Минне­ соты (Р. Джонсон и Д. Джонсон), группой Э. Аронсона из Кали­ форнии. С тех пор идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, так как сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой 324

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz