Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
11. На этапе оценки идей основной принцип звучит так: самая лучшая идея —та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте ее так, как будто других идей нет вообще. Это правило подразумевает предельное внимание к каждой записанной идее. Хотя критика уже не возбраняется, она должна быть конструк тивной. Постарайтесь найти рациональное зерно в каждой идее. Если время позволяет, на этапе оценки лучше не спешить. 12. Используйте метод контрольных вопросов. Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа: • Решение в рамках закона? • Идея реализуема до 10 июня? • Разумны ли предполагаемые затраты? • Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится? 13. Развивайте идеи. Группируйте их. Пытайтесь «поженить» эле менты разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в ре зультате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися. 14. Используйте морфологический метод: не поленитесь начер тить таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой команде, т.е. идее, предстоит сыграть с каждой. Помечайте идеи вашего списка: • + + —очень хорошая, оригинальная идея; • + —неплохая идея; • 0 — не удалось найти конструктива. Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи. Считается, что лишь 10—15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. 15. Иногда полезно включить в группу генераторов «посто ронних», как то: математиков для решения биологических проблем, музыканта в группу математиков и т.п. 16. Если сами участвуете в мозговом штурме наравне с учениками, «выключайте» в себе учителя. Не садитесь во главе стола и тем более не стойте над душой. 17. Сложите в коробку — «чемодан чепухи» —самые разные пред меты: карандаши, оловянных солдатиков, шахматные фигуры, клубок ниток, забавные рисунки — все, что ученики могут принести из дома. Когда потребуются новые идеи, достаньте из коробки что попадется под руку, установите связи между случайным предметом и задачей. 320
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz