Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
и нескольких сессий, прежде чем вы сможете сформулировать окон чательное решение. 3. Чем больше участники отличаются друг от друга, тем больше преимуществ вы имеете, поскольку это позволит получить более раз нообразные мнения. 4. Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и необузданная фан тазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать самые причудливые, нелепые идеи. 5. Высказывайте свои идеи без доказательств и объяснений. Из лагайте идеи кратко, в нескольких словах. Тем не менее, ведущий и группа должны понять суть предложения. Если это не так, ведущий помогает автору сформулировать идею под запись. 6. Записываются все идеи. Нет плохих идей. Все идеи приветству ются. На первом этапе количество идей предпочтительнее качества. А. Осборн говорил: «Количество, количество и еще раз количество, вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попа дания в цель». 7. Критика идей на этапе генерации полностью запрещена. На ложено табу на реплики: «Это глупо», «Детский лепет», «Ерунда», «Это невозможно», «Мы делали это раньше, но безрезультатно» и т.п. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек. Иначе у генераторов может пропасть всякая охота генерировать. Например, в агентстве Saatchi & Saatchi запрещалось использовать словосочетание «Да, но...». Вместо него надо было говорить «Да, и...». 8. Приветствуются юмор, смех. Поддерживайте и создавайте ат мосферу уважительного радостного общения умных и остроумных людей, заинтересованных в удачном решении. 9. Правильный сеанс мозгового штурма — особое психологи ческое состояние группы, когда думается без волевых усилий и при нимается во внимание все, что придет в голову. Такое состояние ока зывается продуктивным, поскольку позволяет использовать подсо знание человека — мощный ресурс творческого мышления. 10. После завершения активной фазы генерации участники штурма коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно полукритичное отношение к ним и расши рение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактиро вания. Сухой остаток первого этапа — начерно отредактированный список идей, зафиксированных кратко, торопливо. Из этой «руды» предстоит извлечь «бриллиант». Или несколько «бриллиантов». 319
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz