Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

и нескольких сессий, прежде чем вы сможете сформулировать окон­ чательное решение. 3. Чем больше участники отличаются друг от друга, тем больше преимуществ вы имеете, поскольку это позволит получить более раз­ нообразные мнения. 4. Спустите фантазию с поводка! Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и необузданная фан­ тазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать самые причудливые, нелепые идеи. 5. Высказывайте свои идеи без доказательств и объяснений. Из­ лагайте идеи кратко, в нескольких словах. Тем не менее, ведущий и группа должны понять суть предложения. Если это не так, ведущий помогает автору сформулировать идею под запись. 6. Записываются все идеи. Нет плохих идей. Все идеи приветству­ ются. На первом этапе количество идей предпочтительнее качества. А. Осборн говорил: «Количество, количество и еще раз количество, вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попа­ дания в цель». 7. Критика идей на этапе генерации полностью запрещена. На­ ложено табу на реплики: «Это глупо», «Детский лепет», «Ерунда», «Это невозможно», «Мы делали это раньше, но безрезультатно» и т.п. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек. Иначе у генераторов может пропасть всякая охота генерировать. Например, в агентстве Saatchi & Saatchi запрещалось использовать словосочетание «Да, но...». Вместо него надо было говорить «Да, и...». 8. Приветствуются юмор, смех. Поддерживайте и создавайте ат­ мосферу уважительного радостного общения умных и остроумных людей, заинтересованных в удачном решении. 9. Правильный сеанс мозгового штурма — особое психологи­ ческое состояние группы, когда думается без волевых усилий и при­ нимается во внимание все, что придет в голову. Такое состояние ока­ зывается продуктивным, поскольку позволяет использовать подсо­ знание человека — мощный ресурс творческого мышления. 10. После завершения активной фазы генерации участники штурма коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно полукритичное отношение к ним и расши­ рение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактиро­ вания. Сухой остаток первого этапа — начерно отредактированный список идей, зафиксированных кратко, торопливо. Из этой «руды» предстоит извлечь «бриллиант». Или несколько «бриллиантов». 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz