Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

шить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально спо собствовать д остиж ению поставленной цели , реш ению проблемы. Главное — не потерять то, что приходит в голову, запи­ сывать каждую пришедшую на ум мысль, даже если какая-то мысль абсолютно в данный момент не связана с решаемой задачей. Вданном случае содержание идеи неважно. Если она появилась —ее необходимо записать («здесь и сейчас»), а затем уже использовать для решения проблемы. Креативные приемы «штурмовика»-одиночки. Читая текст, выхва­ тывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случай­ ного слова на новую идею? Текст подойдет любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый. Прилагайте значение слова к обстановке, окружающей иссле­ дуемый объект. Что меняется? Что из этого можно извлечь для ре­ шения задачи? Физически помещайте слово в проблемную ситуацию. Выпишите факты и процессы, связанные с исследуемым объ­ ектом. Как будут выглядеть противоположные факты и процессы? Что это дает? Как решались аналогичные задачи в других областях и ситуациях? Можно ли извлечь что-нибудь полезное из аналогов, пусть прибли­ зительных, из иных времен и мест? Мозговая осада. Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм скрытой критики, а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) за­ бивает высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого не­ достатка была предложена мозговая осада, в которой каждую выдви­ нутую идею надо развивать до предела. Ее применение увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые резуль­ таты . Метод «635». Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознако­ миться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предло­ жений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов. Метод корабельного совета .Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним — «ка­ питан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя. 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz