Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
5. Учитель свободный. Сегодня многие учителя переживают драму: они хотят педагоги ческого творчества, а на самом деле превратились в тренеров пред метной подготовки. Важно заново определить место учителя в школе и в жизни, предложить ему осмысленную роль. Какими могут быть эти роли? Учитель-модератор. Ученики должны научиться сотрудничеству, уметь высказывать свою позицию и внимательно слушать другого. Значит, жизненно необходим модератор дискуссионной площадки. Умение модерировать — особое искусство; модератор слышит каж дого, подогревает спор вопросами, но не навязывает собственную позицию. Он исподволь подводит дискутантов к общим выводам. Эта роль несовместима с авторитарностью, когда педагог выносит окончательные суждения о правильном и неправильном. Учитель-тьютор. Он опирается прежде всего на наклонности, за датки, способности ребенка, умеет находить то, в чем ученик наи более успешен, и на этом строит его образовательную программу. Опираясь на успех, такой педагог развивает ребенка и в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлечен ностью и успешностью. Организатор проектной работы. Учитель ищет интересную задачу в окружающем мире, планирует проектную работу и вместе с учени ками проводит творческое исследование. Не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов через школьный учебный проект, сближает школу с местным сообществом. Игровой педагог. Игра —не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возмож ность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает множество ролей: ее надо разрабаты вать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле со временные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка. Учитель-предметник. Он — высокий профессионал, понимающий особенности возрастного развития ребенка и великолепно ориенти рующийся в своей предметной области. В реальности учитель использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере. Педагогика сотрудничества в XXI в. может быть реализована и растиражирована только с применением передовых технологи ческих инструментов. Они не подавляют, а, наоборот, усиливают личностное начало в работе учителя; живой интерес к предмету, уче нику, диалогу —безальтернативное условие. Это входит в конфликт 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz