Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Постановка задачи. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Участникам (секретарям) предлагается записать за­ дачу так, чтобы она все время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который разда­ ется в печатном виде. Участники должны четко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. Процесс проведения состоит из следующих этапов: 1. Формулировка текущего состояния, из которого необходимо найти выход (описание проблемы, которая должна быть решена). На этом этапе задаются временное рамки и устанавливается правило отсутствия критики каких бы то ни было абсурдных идей. Коорди­ натор мозгового штурма должен пресекать любые попытки оценок жизнеспособности сгенерированных участниками идей, прежде чем мозговой штурм будет закончен. Секретарь записывает все генерируемые идеи на бумаге или доске. 2. Когда отведенное на мозговой штурм время закончится, пред­ ложения собираются и анализируются всей группой. Участникам предлагается из списка всех полученных идей выбрать пять лучших. После этого можно продолжать более узконаправленный мозговой штурм для развития этого перечня идей. 3. Конечное решение может потребовать еще одной или более сессий мозгового штурма. В этом случае необходимо раздать список участникам для ознакомления, чтобы они могли дальше анализиро­ вать его и предлагать новые решения. Сформулируйте критерии оценки конечного результата, чтобы каждый мог понять, что он должен предложить на следующей сессии. 4. Как только группа пришла к согласию и сформировала окон­ чательное решение, сессия считается законченной. При отсутствии результата стоит посмотреть на проблему под другим углом и орга­ низовать дополнительную сессию обсуждения. Разновидности мозгового штурма Индивидуальный мозговой штурм. Этой технологией можно поль­ зоваться как совместно, так и индивидуально. Если кто-то из обу­ чаемых хочет воспользоваться техникой мозгового штурма самостоя­ тельно, то лучше всего завести для своих идей специальную карто­ теку. При этом внимания заслуживают абсолютно все идеи: удачные, не очень удачные, даже кажущиеся абсурдными или пустыми. Рож­ дайте новые мысли, пока ваш источник вдохновения не иссякнет, потом вы сможете рассортировать все идеи, что-то добавить, улуч­ 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz