Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
5.8. МОЗГОВОЙШТУРМКАКОДИН ИЗМЕТОДОВ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ Одной из эффективных технологий формирования универ сальных учебных действий (познавательных, регулятивных, комму никативных) является мозговой штурм (мозговая атака, брейнстор- минг). Реализация этого метода включает в себя два этапа: • Группа выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя. • Оценка и развитие идей. Отбор лучших идей. Суть метода — в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап). Алгоритм мозгового штурма Подготовка к мозговому штурму заключается в следующем. Формируется группа генераторов идей (как правило, 5 -1 0 че ловек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом. Формируется экспертная группа, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике не редко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. За день-два до штурма оповещаются его участники с предостав лением краткого описания темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придете готовыми идеями. Подготавливается все необходимое для записи идей и демон страции списка. Варианты: • доска и мел; • листы бумаги на планшетах и фломастеры; • разноцветные стикеры; • ноутбук, проектор. Назначается ведущий мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг. Выбираются один или два секретаря, которые будут фиксировать все идеи. Назначается продолжительность первого этапа. Рабочий мозговой штурм на предприятии занимает примерно около часа, в креативных агентствах —дольше. Учебный мозговой штурм — может занять урок или два урока в зависимости от поставленной проблемы. Отдельные элементы мозгового штурма (генерация идей для решения проблемы с запретом на любую критику) могут стать элементом урока при про блемном обучении или обучении как исследовании. 314
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz