Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Итак, сделаем некоторые выводы. Что общего у всех теорий? - Увидели только сходство. - Неправильно выбрали критерий. - Не подтвердили структурой. - Формально подошли к изучению. А давайте попробуем определить, что было нужно сделать ученому, чтобы вывести закон природы? - Видеть не только сходство, но и отличие. - Не теряться в деталях. - Не ограничивать себя материалом для изыскания. - Искать общие свойства объектов. - Верить в успех. - Применять математические методы. - Правильно выбрать критерий отбора и наложить его на множество объектов. - Открытие законов опирается на достигнутое, и это историческая необходимость. А в чем состояла трудность ученых того времени? Попробуем опи­ раться на теорию множеств, которую вы изучаете в курсе математики. - Не все элементы известны. - Многие описаны на уровне: «больше», «меньше». - Некоторые ошибочно. - Не было математических методов описания множеств. - Элементы не структурированы, нет графиков, таблиц. - Неизвестен параметр, описывающий фундаментальное свойство. Немецкий писатель и мыслитель Юнгер писал: «Способность к ком­ бинаторному, т.е. системному мышлению, отличается от способности логически мыслить тем, что она владеет приемами высшей математики там, где существует обычное искусство арифметики». Именно таким мышлением обладал Д.И. Менделеев. Успех в система­ тизации элементов был предопределен тем, что с самого начала был на­ целен на поиск единства противоположностей, правильностью и пол­ нотой выбора ограничительных критериев, выбором единственно верной последовательности наложения ограничений на множество химических элементов. Все это позволило ему шагнуть дальше классификационных целей — не только создать Периодическую систему, но и открыть фундамен­ тальный закон природы. Но задача классификации не может быть в науке главной. Гораздо важнее найти те объективные законы, которые связывают воедино объ­ екты наук и объясняют их генетические взаимоотношения. Именно на этом пути классификация служит первым, но абсолютно необходимым шагом. На примере классификации химических элементов проанализируем эти процессы в терминах информатики. Всякое множество может быть описано на трех уровнях: • Семантическом (словесное описание). Такие описания в терминах «больше» или «меньше», «сходные» и «различающиеся» часто встре­ 312

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz