Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Типичные ошибки Известен ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании метода проектов: • объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возмож ность сделать самостоятельный выбор; • предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, по ставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы; • дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта; • творческую деятельность учащихся принимают за учебную про ектную работу, которая также является творческой, но связана с са мостоятельным решением проблемы на основе приобретения до полнительной учебной информации по ходу работы над проектом; • реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источ ников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от рефе рата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литера турных источников. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подго товки педагогов, а также предварительного обучения школьников решению прикладных задач. Опасности и риски При выборе тем проектов необходимо оценить, насколько велика будет дополнительная нагрузка на учащихся в связи с выполнением проекта, не приведет ли это к нарушению общего учебного процесса. Кроме того, следует учитывать наличие реальных материальных, ор ганизационных и информационных ресурсов для выполнения пред лагаемых проектов. И, конечно, в первую очередь темы проектов должны учитывать возможности (интеллектуальные, психологи ческие, технические) и склонности их потенциальных исполнителей. Из опыта работы учителя физики И.С. Выбач (г. Мурманск) Тема «Решение проектной задачи по термодинамике» (фрагмент урока) Наша проектная задача: «Необходимо нагреть воду массой 0,1 кг при температуре 0°С до кипения и перевести в пар. Выполнима ли эта задача, если потребляемая мощность электронагревателя 1000 Вт, тепловые по тери составляют 30%, а время работы электроплиты не должно превы шать 10 мин?» 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz