Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; • подготовка и написание (оформление) сообщения; • выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; • проверка гипотез, построение обобщений; • построение выводов, заключений. Первый и второй элементы в зависимости от ситуации могут ме­ няться местами. Возможен и другой подход к алгоритмизации учебного исследо­ вания. Так, Г.С. Альтшуллер в известной работе «Как делаются от­ крытия» отмечает, что в естественнонаучных исследованиях воз­ можны открытия двух уровней. Первый уровень — открытие новых явлений и процессов; для этих исследований эффективны следующие направления поисков: 1. Поиск аномалий. 2. Изменение условий явления. 3. Поиск новой функции известного явления. 4. Комбинирование известных явлений. 5. Дробление известных явлений. 6. Аналогия. Второй уровень —открытие новых закономерностей; может осу­ ществляться с помощью следующих приемов: 1. Сопоставление известных закономерностей и результатов практических исследований: 1) накопление фактов, противоречащих известной закономер­ ности, пока новая закономерность не проявится сама (например, открытие Ч. Дарвиным закономерностей эволюции); 2) введение гипотезы для объяснения возникающих затруд­ нений при объяснении результатов эксперимента (например, вве­ дение Г. Менделем гипотезы чистоты гамет для объяснения я в ­ ления наследования признаков при моно- и дигибридном скре­ щивании). 2. Выдвижение гипотезы, не противоречащей известной законо­ мерности, однако значительно расширяющей ее. 3. Выдвижение гипотезы путем перехода от известного теорети­ ческого положения к его противоположности. 4. Объединение известных закономерностей и на основании этого выдвижение новой проблемы. Конкретизация учебных целей в развитии исследовательских умений Наблюдение: • сформулировать цель наблюдения; • определить методику наблюдения; 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz