Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
4. В процессе обучения необходимо не только передавать знания обу чающимся, но и развивать у них основные способы познавательной дея тельности, которые находят свое выражение в метапредметных или общеучебных компетентностях. Реализация данного принципа обес печивает самостоятельность детей в процессе обучения и возмож ность для них учиться в ходе всей жизни. 5. Необходимо ставить обучающихся в позицию исследователя, пер вооткрывателя1. В современной педагогике внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых методов связано прежде всего с именем Дж. Дьюи. Именно он сформулировал идею опоры обу чения на непосредственный опыт (собственный опыт учащегося и опыт других людей, в том числе в прошлом) и интерес обуча ющихся. Дж. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания», а не «школы слушания». В его школе учеба начиналась с выявления того, что дети уже знают и умеют. Имеющиеся знания служили фундаментом для нового знания. Модель «обучение исследованию» первоначально создавалась в ходе дидактических экспериментов группой американских психо логов и педагогов под руководством Дж. Зухмана в середине 5 0 - 60-х гг. XX в. Идея состояла в том, что такое обучение позволяет раз вивать у детей общие познавательные умения, которые не менее важны для детей, чем освоение ими предметных знаний и специ альных (предметных) умений. Первые описания подходов и методов обучения школьников ис следованию выполнены в работах Дж. Брунера, Д. Шваба, X. Таба, Р. Теннисона, Г. Альтшуллера, В. Бухвалова, М. Кларина, А. Роми- шевского, Л. Зориной и др. Обобщая дидактические разработки различных авторов, алгоритм обучения как учебного исследования можно представить следующим образом: • знакомство с литературой; • выявление(видение) проблемы; • постановка (формулирование) проблемы; • прояснение неясных вопросов; • формулирование гипотезы; • планирование и разработка учебных действий; • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); • анали з и синтез собранных данных; 1 Ьрунер Дж Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. — М.: Прогресс, 1977. 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz