Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

вилось в работе? Как вам лучше работалось: в одиночку, в паре или в группе? Почему? Какую проблему вы хотели бы еще обсудить таким же образом? Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, инфор­ мация, полученная в процессе рефлексии, помогут педагогу скор­ ректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом про­ явившихся индивидуальных особенностей школьников. 5.5. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАКУЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ По словам Дж. Брунера «... умственная деятельность является той же самой на переднем ли фронте науки, или в третьем классе школы. Различие здесь в системе, а не в роде. Школьник, изучающий фи ­ зику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя по­ добно ученому-физику, чем делать что-либо еще»1. Это высказы­ вание как нельзя лучше характеризует те технологии обучения, ко­ торые реализуют так называемый продуктивный подход в обучении. Им же сформулированы основные принципы обучения исследо­ ванию: 1. В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стерж­ невые понятия. В каждом предмете таких понятий должно быть не­ много, не более пяти-семи. Определение базовых понятий учебного предмета необходимо учителю в любой технологии, поскольку дает возможность структурировать знания. Простая и понятная структура знания позволит педагогу проще и доступнее объяснять его, а уче­ никам — быстрее понять, усвоить и выстроить на этой основе соб­ ственную систему знаний. 2. Впроцессеобучениявсефактыичастныепонятиянеобходимосвя­ зыватьсвыделеннымистержневымипонятиями. Тем самым учитель по­ могает ученикам формировать собственную систему знаний. На первых порах педагог сам проводит связь частных понятий с базовыми, посте­ пенно обучая школьников самостоятельно осуществлять данный про­ цесс. Но даже тогда, когда они в состоянии делать это сами, педагог периодически должен обращаться к ним с вопросами или с просьбой провести связь изучаемого материала с базовыми понятиями. 3. Целесообразно применятьспиралевидное изучениеосновных по­ нятий. На разных этапах обучения ученики вновь и вновь осваивают не только учебный материал, но и базовые понятия на все более сложном уровне. В отечественной школе данный принцип реали­ зуется, например, при концентрическом обучении. 1 Брунер Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. —М.: Прогресс, 1977. 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz