Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов то­ лерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминиру­ ющей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспе­ чивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку ги­ потезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, на­ учиться корректировать свою работу с учетом сделанного товари­ щами, осознать преимущества совместного творчества. Шаг четвертый: афиширование, или совместное обсуждение на потоке (в классе) того, что сделано индивидуально, в паре, в группе. Рисунки, схемы, модели, варианты решения, созданные в группах, выставляются на всеобщее обозрение, и группам дается последний шанс что-то исправить в своем проекте. Основная задача этапа —обеспечить в некотором смысле офици­ альное признание полученных результатов, взаимообогащение, фор­ мирование творческого коллективного опыта. Шаг пятый (самый важный) —разрыв. Учитель-мастер осторожно подводит участников к выводу, что индивидуальное донаучное жи ­ тейское знание, даже соединенное таким эффективным образом, как социоконструкция, явно недостаточно для полного решения проблемы, задачи. Подойдя к границе индивидуального и коллек­ тивного опыта, требуется новое знание, новый опыт, чтобы ответить на вопрос, решить проблему. Источником этого опыта становится слово учителя или страницы учебника. Каждый участник мастерской должен осознать ограниченность своего донаучного опыта. Сущность этого этапа — возникновение потребности в новом знании, источником которого может стать учи­ тель или учебник. Шаг шестой: рефлексия. Одна из задач педагогической мас­ терской — вызвать у ученика положительные эмоциональные пере­ живания, чувство удовлетворения проведенной работой и получен­ ными результатами, ощущение совершенного открытия. Определен­ ными вопросами мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познава­ тельной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым: как вам работалось в мастерской? Чем эта форма работы лучше, чем обычный урок? Что понравилось, а что не понра­ 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz