Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
9. Исключается официальное оценивание работы ученика (не хвалить, не ругать, не выставлять отметок в журнал); через социали зацию, афиширование работ обеспечивается возможность само оценки учащегося, ее изменения, самокоррекции. Алгоритм построения педагогической мастерской Ш аг первый: индукция (или наведение) — обращение не столько к разуму, сколько к чувствам, эмоциям ученика. В качестве индук тора может выступать все, что может разбудить, вырастить поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций (рисунки или стихотво рение, музыкальный фрагмент или просто впечатляющие цифры и др.). Задача мастера на этом этапе при подготовке мастерской — по стараться подобрать как можно больше индукторов различного ха рактера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, моти вационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою ин дивидуальность. Ш аг второй: самоконструкция — индивидуальное построение ги потезы, решения задачи, создания проекта, рисунка и т.п. Поскольку жизненный, доучебный опыт столкновения с проблемой, как и пе реживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, пер воначально ученик пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творче ского потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера — не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. Поэтому на данном этапе, как и на других, исключается внешняя оценка (как положительная, так и от рицательная). Ш аг третий: социоконструкция — эта же работа проводится сна чала в паре, а потом в группе. Почему нельзя сразу предложить эту работу группе, чтобы сэко номить время урока? А потому, что, во-первых, это может подавить инициативу, раскрытие индивидуального опыта каждого, породить недоверие к себе, в собственные возможности (если в группе ока жется сильный лидер). Во-вторых, ученики осознают, что понять сложный объект можно лишь рассмотрев его с разных сторон и при близиться к истине можно лишь учитывая разные точки зрения. 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz