Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

жения стояли такие психологи, как П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др. В начале 1990-х гг. группа сотрудников Санкт-Петер­ бургского государственного университета педагогического мас­ терства предприняла попытку адаптировать эту технологию в прак­ тику российского школьного образования. Главная идея педагогических мастерских основывается, во- первых, на интериоризации знания через личный опыт ученика, за­ ключающийся в самостоятельном открытии этого знания через ис­ следование его генезиса и структуры, и, во-вторых, на убежденности, что все ученики способны строить свое знание самостоятельно в сов­ местном поиске, который мастером продуман, организован и опи­ рается на ряд принципов. Сущность технологии «педагогическая мастерская»: специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство по­ зволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания, источником которого при традиционном обу­ чении является только учитель. Развивающее пространство — объективные жи зненные си ­ туации, в которых содержатся все необходимые условия (потенци­ альные возможности) для развития потребностей и способностей ребенка. Принципы построения педагогических мастерских Построение педагогических мастерских основано на следующих принципах: 1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 2. Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы). 3. Работает вместе со всеми — мастер равен ученику в поиске знания. 4. Мастер не торопится отвечать на вопросы. 5. Необходимую информацию мастер подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у учеников. 6. Каждый участник мастерской имеет право высказать свою точку зрения и должен уважать мнение другого. 7. Особое внимание следует уделять эмоциям, которые испыты­ вает участник мастерской в процессе работы. 8. Каждый участник должен продвигаться к истине своим путем. Каждый имеет право на ошибку; ошибка — закономерная ступень процесса познания. 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz