Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Функциональный подход: назовите как можно больше функций элект рической лампочки. Генетический подход: факел —свеча-керосинка —электрическая лам почка —неоновая лампочка —солнечная лампочка. Разновидностью системного оператора является модель «системный лифт». Например, обучающимся предлагается прокатить в «системном лифте» единицы массы, времени, силы и т.д. Из опыта работы учителя химии Е.А. Корминой Творческие продукты учащихся: • выявление ресурсов изучаемого объекта, их классификация (уча щиеся самостоятельно описывают состав, строение, физические и хи мические свойства воды); • выявление связей изучаемого объекта с другими объектами и процес сами окружающего мира (учащиеся самостоятельно описывают роль воды на Земле, круговорот воды в природе); • формулирование вопросов исследовательского характера (примерные вопросы учащихся: как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при не удачных прыжках в воду?); • выдвижение гипотез, проектирование экспериментов по доказатель ству гипотез (примерные гипотезы учащихся: нефтяную пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом; наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет; для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды —сахар растворится; чтобы спортсмен не по лучал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натя жение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа); • выявление возможностей управления изучаемым объектом, экологи ческая экспертиза полученных идей (учащиеся дают советы по охране природных вод, экономичном расходовании воды в быту, очистке воды в быту и на природе); • развитие идей в научно-техническом и социальном направлении (уча щиеся с помощью подручных материалов изготавливают приборы для уменьшения поверхностного натяжения воды и определения воды в бензине, демонстрируют адсорбцию бензиновой пленки пе нопластом и разделение смеси бензина и сахара); • генерация идей по применению изучаемого объекта (учащиеся выдви гают идеи о возможном применении сконструированных ими при боров). 5.4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХМАСТЕРСКИХ (МАСТЕРСКАЯ ЗНАНИЙ) Эта необычная система обучения была разработана француз скими педагогами —представителями GFEN(Groupefrancais education nouvelle — французская группа нового образования). У истоков дви 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz