Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

ческую лампочку и т.д. Например, усовершенствовать термометр. В этом случае обучающиеся выбирают любые три предмета: конфета, стул, га­ зета. Называют признаки этих предметов и переносят их на усовершенст­ вуемый прибор. Конфета —шоколадная, клубничная, сладкая, апельси­ новая. Стул —деревянный, складной, удобный, большой, мягкий. Га­ зета —свежая, интересная, бумажная. Один из обучающихся предложил такой термометр: термометр складной и бумажный, можно на нем пи­ сать —как в блокноте. Метод синектики —это метод активизации творчества, предложенный В.Дж. Гордоном. Используются следующие аналогии: • прямая (сравнение с аналогичным объектом в природе или технике), например: волчок (функция оси вращения) —аналогия гироскоп; парус (функция перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды) —аналогия турбинная лопатка; • символическая (с помощью символов, поэтических образов, метафор, формулировать фразу, отображающую суть явления), например: ме­ тафоры —пламя —это видимая теплота, ядро атома —энергичная незначительность; • фантастическая (представить фантастические средства или персо­ нажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи; решение «как в сказке»), например: для путешествия по темной стороне Луны нужны осветительные лампы, какие фантастические конструкции можно предложить? • личная (эмпатия), например представить себя предметом, о котором идет речь в задаче. Системный оператор. Этот метод развивает системное мышление. Обу­ чающиеся выделяют в задаче систему, надсистему и подсистему —три разных этажа. И на каждом этаже —прошлое, настоящее и будущее. Выделено четыре подхода к рассмотрению системы: компонентный (системы в надсистеме и подсистеме), структурный (системы в про­ странстве и во времени), генетический (системы во времени —прошлое и будущее), функциональный (назначение системы). Например, в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» рассматривается строение электрической лампочки с помощью системного оператора компонентного подхода. Вопрос учителя Ответы обучающихся Что является системой? Электрическая лампочка Что является надсистемой по на­ значению? Электрический, осветительный прибор Что является надсистемой элект­ рической лампочки по месту? Кабинет физики Какова функция системы? Освещать помещения, давать свет Рассмотрим подсистему электри­ ческой лампочки Стеклянная колба, винтовая на­ резка цоколь, спираль, две прово­ локи 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz