Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
ческую лампочку и т.д. Например, усовершенствовать термометр. В этом случае обучающиеся выбирают любые три предмета: конфета, стул, га зета. Называют признаки этих предметов и переносят их на усовершенст вуемый прибор. Конфета —шоколадная, клубничная, сладкая, апельси новая. Стул —деревянный, складной, удобный, большой, мягкий. Га зета —свежая, интересная, бумажная. Один из обучающихся предложил такой термометр: термометр складной и бумажный, можно на нем пи сать —как в блокноте. Метод синектики —это метод активизации творчества, предложенный В.Дж. Гордоном. Используются следующие аналогии: • прямая (сравнение с аналогичным объектом в природе или технике), например: волчок (функция оси вращения) —аналогия гироскоп; парус (функция перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды) —аналогия турбинная лопатка; • символическая (с помощью символов, поэтических образов, метафор, формулировать фразу, отображающую суть явления), например: ме тафоры —пламя —это видимая теплота, ядро атома —энергичная незначительность; • фантастическая (представить фантастические средства или персо нажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи; решение «как в сказке»), например: для путешествия по темной стороне Луны нужны осветительные лампы, какие фантастические конструкции можно предложить? • личная (эмпатия), например представить себя предметом, о котором идет речь в задаче. Системный оператор. Этот метод развивает системное мышление. Обу чающиеся выделяют в задаче систему, надсистему и подсистему —три разных этажа. И на каждом этаже —прошлое, настоящее и будущее. Выделено четыре подхода к рассмотрению системы: компонентный (системы в надсистеме и подсистеме), структурный (системы в про странстве и во времени), генетический (системы во времени —прошлое и будущее), функциональный (назначение системы). Например, в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» рассматривается строение электрической лампочки с помощью системного оператора компонентного подхода. Вопрос учителя Ответы обучающихся Что является системой? Электрическая лампочка Что является надсистемой по на значению? Электрический, осветительный прибор Что является надсистемой элект рической лампочки по месту? Кабинет физики Какова функция системы? Освещать помещения, давать свет Рассмотрим подсистему электри ческой лампочки Стеклянная колба, винтовая на резка цоколь, спираль, две прово локи 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz