Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и при необходимости ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раско ванная обстановка равноправных людей и высокая активность детей; • желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой ис ключительности («Мы все будущие таланты!») и даже таинствен ности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи; • задачи следует подавать в виде приключенческой или фантасти ческой ситуации; • при разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ — противоречия, идеальное конечное ре шение, ресурс; • не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самосто ятельного решения; • дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бо яться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это заме чательная возможность расти. «Ум рождается в борьбе»; • задавать довольно высокий темп занятий, не позволяющий от влекаться и думать долгое время; • включение разрядочных вставок и сеансов общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия! • за один урок делать несколько переключений от одного вида дея тельности к другому; • на занятиях надо много фантазировать и решать больше инте ресных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия по ТРИЗ — это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать свое мышление; • оградить учеников от необдуманных инертных решений в виде выкриков, дать время подумать над возможным решением задачи и только потом давать алгоритм ее решения. Из опыта работы учителя физики О. М. Ветровой Методфокальных объектов был предложен американцем Ч. Вайтингом. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Этот метод раскрепощает мыш ление, содействует развитию фантазии у обучающихся. Ветрова исполь зует его в 7—8 классах. Обучающимся предлагается усовершенствовать такие физические приборы, как термометр, часы, динамометр, электри- 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz