Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

1) системное и ассоциативно-образное мышление: • применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов; • использовать знания о свойствах и функциях систем для ре­ шения простых изобретательских задач; • устанавливать взаимосвязи между различными системами; • выявлять разные свойства систем в различных взаимодейс­ твиях и надсистемах; • прогнозировать изменения систем во времени (линия «про­ шлое — настоящее —будущее»); • определять, что и как можно узнать о системе; • работать с различными видами информации; 2) развитие воображения: • использовать различные методы для сочинения сказок; • получать фантастические идеи различными способами; • изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования; • применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач; 3) методика решения задач: • выделять и формулировать противоречия; • выделять противоречивые свойства; • находить часть системы, в которой возникло противоречие; • выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие проти­ воречие; • формулировать идеальное решение; • мобилизовать ресурсы; • прогнозировать последствия предлагаемых изменений; • решать простые изобретательские задачи по схеме; • подбирать информацию для учебных задач; • формулировать задачи; • объяснять различные явления. Отбирая и конструируя содержание для таких уроков, учитель сам должен подбирать упражнения с учетом возрастных особенностей детей и особенностей учебного предмета. Например, для детей млад­ шего возраста — развитие сказочной фантазии и образного мыш­ ления, для старших —делать упор на логику, законы и абстракции. Методические рекомендации к проведению занятий по ТРИЗ (А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г.И. Иванов и др.): • готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход; 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz