Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Идеал ТРИЗ-педагогики был сформулирован самим Г.С. Альтшул- лером: • наличие большой жизненной цели, целеустремленность; • наличие плана достижения цели, организованность; • высокая работоспособность; • умение решать творческие задачи; • умение держать удар (продолжать работу, несмотря на препят­ ствия); • умение видеть промежуточные результаты. Формы организации обучения Среди форм организации обучения можно выделить: 1) использование единичных элементов (отдельные эвристические приемы, модели, изобретательские задачи) ТРИЗ в традиционных за­ нятиях по различным образовательным предметам (физика, трудовое воспитание, биология, ОБЖ, литература, изобразительное искусство); 2) создание предельно упрощенных (на обзорном уровне) курсов с элементами ТРИЗ для дошкольников и младших школьников (часто такие курсы назывались «Развитие мышления», «Развитие творче­ ского воображения» и т.п.); 3) полноценное обучение ТРИЗ школьников (в первую очередь — старшеклассников) с целью подготовки будущих пользователей теории, консультантов, исследователей и т.п. Энтузиасты и продолжатели внедрения идей ТРИЗ-педагогики в школьный образовательный процесс подчеркивают, что главное ее отличие в управлении развитием особого ТРИЗ-мышления — мыш­ ления по алгоритмам, законам и правилам. Согласно ТРИЗ-педагогике, управлять своим мышлением — значит управлять своей жизнью. Такое мышление может быть сформировано только в результате специально организованной учебной деятельности. Ее психологической основой является понимание процесса творческого мышления как единства и взаимодействия логического и эмоционально-образного ком­ понентов. Форма организации такого обучения —учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений. Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика, и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества. В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятель­ ности у учеников должны формироваться следующие знания и умения: 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz