Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Идеальный результат Важнейшим понятием ТРИЗ является так называемый идеальный конечный результат. Разработчики ТРИЗ призывают расширять гра­ ницы фантазии и определять главную функцию системы или главный процесс, который надо улучшить. Достичь ИКР практи­ чески невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей. Ресурсы Ресурсом в ТРИЗ называют запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ. В основе эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в системе и достаточные для получения результата. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный ресурс. ТРИЗ как педагогическая технология Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение в педагогике. Прежде всего это относится к задаче формирования у учащихся в процессе обучения универсальных учебных умений, позволяющих им активно проявлять себя в со­ циуме. Для этого необходимо уметь анализировать жизненные си ­ туации, чтобы находить наиболее оптимальные решения пове­ дения. Теория решения изобретательских задач содержит массу содер­ жательных и инструментальных элементов, используя которые в обу­ чении и воспитании, можно добиться поставленной цели. Кроме того, организация работы по обучению способам твор­ ческой деятельности способствует разрешению противоречий между: • потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воз­ действием со стороны учителя, • самоуправлением и педагогическим управлением творческой дея­ тельностью ученика. Это возможно за счет актуализации потребности учащихся в твор­ ческом самовыражении и перевода этой потребности в осознанный запрос, а также в самореализации через наполнение ее социально­ значимым содержанием и новыми способами деятельности. Использование ТРИЗ в учебном процессе в самом широком смысле ориентировано на то, чтобы ученик, покидающий школу, умел самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки. 274

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz