Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; • определяются имеющиеся ресурсы; составляется ИКР (иде­ альный конечный результат); • выявляются и анализируются физические противоречия; • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования. Содержание ТРИЗ Теория решения изобретательских задач в образовательном про­ цессе может быть представлена в виде внедрения основных ее понятий. При этом ознакомить учащихся со всеми основами ТРИЗ за один урок невозможно, поскольку они требуют тщательного разбора и осознания. В основном знакомство начинается с изобретательской задачи, условия которой представляют то или иное понятие, либо оно является необходимым для решения этой задачи. Основные понятия ТРИЗ. Система Наш мир — это система систем, каждая из которых есть не что иное, как объединение разнородных элементов, предназначенных для выполнения определенной функции и образующих своим объ­ единением новое (системное) свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов. Элементы системы —части, из которых она состоит, называются подсистемами. Объединение, в которое сама система входит как со­ ставная часть, — надсистема. Для изучения системы используют различные виды анализа, ос­ новными из которых являются структурный и функциональный: • структурный определяет взаимодействия (связи) между компонен­ тами объекта; • функциональный предполагает рассмотрение объекта как ком­ плекса выполняемых им функций, а не как материально-вещест­ венных структур. Противоречие Каждая проблема или задача носит в себе какое-либо противо­ речие. Противоречие — это борьба противоположных интересов, же­ ланий или требований, когда одно из них исключает другое. В обыденной жизни часто приходится разрешать противоречия, но в технологии ТРИЗ их также нужно правильно формулировать. В зависимости от возрастных особенностей и содержания проблемы противоречия можно записать в строчку, в виде таблицы или изоб­ разить графически. Формулировка противоречия — наполовину ре­ шенная задача. В ТРИЗ существуют десятки приемов разрешения противоречий либо их комбинации. 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz