Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Домашнее задание: составить хронологию распада СССР (по мате­ риалам учебника). Условия эффективности проблемного обучения: • обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; • обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и не­ известного); • значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого; • необходимость диалогического доброжелательного общения пе­ дагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися. 5.3. ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА Строго говоря, ТРИ З — теория решения изобретательских задач — не является ни научной теорией, ни тем более педагоги­ ческой технологией в тех определениях, которые были рассмотрены ранее. Это, скорее, стройная концепция, позволяющая существенно увеличить вероятность решения некоторых классов нестандартных (творческих, креативных) задач, одновременно развивая творческие способности людей, их решающих. Первый разработчик теории и автор термина — Г.С. Альтшуллер, изобретатель, писатель. В 1946—1948 гг. главной целью его жизни стала разработка ТРИЗ. Главная идея теории Альтшуллера заключается в том, что техни­ ческое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправ­ ленного развития мышления. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), предполагающий четкую последо­ вательность действий при решении задачи (проблемы). Тем не менее, этот алгоритм не заменяет мышление, он только организует его в более эффективное действие, показывает направление, «куда думать». АРИЗ организует мышление, позволяя при анализе проблемы осознанно управлять ходом своей мысли. Работая по такому алго­ ритму, исследователь отсекает детали, не относящиеся к делу, и зна­ чительно быстрее выходит в область небольшого числа сильных решений: 272

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz