Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Форма организации деятельности учащихся: групповая дискуссия. Функции преподавателя: ведение дискуссии, при необходимости об ращение к «Памятке участнику дискуссии», подведение итогов. Содержание этапа: • выступления учащихся; • вопросы оппонентов; • ответы участников групповой работы на вопросы оппонентов; • выступления неопределившихся учеников, объяснение своей по зиции; • подведение итогов: возможна компромиссная точка зрения — распад СССР был закономерен, но его ускорили. Допустимо, если ученики не придут к единому мнению. Право на существование имеют обе точки зрения, что доказывают документы и материал учебника. Этап 5. Выяснение причин распада СССР Длительность этапа: 5 мин. Задачи: формулировка причин распада СССР. Функции преподавателя: постановка вопроса, фиксирование ответов учащихся (причин распада СССР) на доске. Содержание этапа: • задание классу: сформулируйте причины, которые, на ваш взгляд, привели к распаду СССР (при необходимости дать 1—2 мин на об суждение в группах); • ответы учащихся фиксируются на доске или в тетрадях (возможны ответы: политика перестройки Горбачева, экономический кризис, политический кризис, межнациональные проблемы и др.). Этап 6. Выводы Длительность этапа: 5 мин. Задачи: анализ последствий распада СССР. Содержание этапа: • вопрос классу: что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР? (при необходимости возможно кратковременное (1 мин) обсуждение в группах); • ответы учащихся (возможные ответы: приобрели —суверенитет, сво боду, возможность больше средств направить на развитие своей эко номики (из тех, что ранее шли на развитие республик), потеряли — статус сверхдержавы, территории, стабильность и др.). Этап 7. Рефлексия Длительность этапа: 3—5 мин. Задачи: подведение итогов урока. Содержание этапа: • учитель просит учеников отметить наиболее аргументированные и яркие выступления одноклассников, оценить их; • в тетрадях учащиеся оценивают по 10-балльной системе: 1) свою ра боту; 2) работу группы; 3) работу класса в целом по решению проблемы; • вопросы классу: удалось ли нам ответить на проблемный вопрос? Что у нас получилось хорошо? Что не совсем получилось? Почему? 271
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz