Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• самостоятельной (продуктивной) активности; • творческой активности. Таким образом уровень проблемности определяется двумя факто рами: степенью сложности проблемы, выводимой из соотношений известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы; долей творческого участия ученика в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного. В отечественной литературе выделяются три формы проблемного обучения: • проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и ре шает ее в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; учащиеся лишь мысленно включаются в про цесс поиска решения; • частично поисковая деятельность, учитель ставит проблему, а ре шение достигается совместно с учащимися при выполнении эк сперимента, на лабораторных работах, в ходе проблемных семи наров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имею щуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних зна ниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруд нения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Пре подаватель должен придумать возможные косвенные подсказки и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников; • самостоятельная исследовательская (творческая) деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее. Деятельность учащихся при проблемном обучении можно предста вить в виде следующего алгоритма: • усмотрение проблемы, ее формулирование —анализ условий, от деление известного от неизвестного; • выдвижение гипотез (вариантов) и выбор плана решения (или на основе известных способов, или поиск принципиально нового подхода); • реализация плана решения; • поиск способов проверки правильности действий и результатов. Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в сле дующем: • нахождение (обдумывание) способа создания проблемной си туации, перебор возможных вариантов ее решения учеником; • руководство усмотрением проблемы учащимися; • уточнение формулировки проблемы; 268
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz