Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов; • исследовательских заданиях. Виды и уровни проблемного обучения Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных за­ труднений обучаемых, так и их познавательной активности: позна­ вательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения. М.И. Махмутов считает, что виды проблем­ ного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифи­ цирует три вида проблемного обучения: • научное творчество —теоретическое исследование, т.е. поиск и от­ крытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в ос­ нове этого вида проблемного обучения лежит постановка и ре­ шение теоретических учебных проблем; • практическое творчество —поиск практического решения, т.е. спо­ соба применения известного знания в новой ситуации, конструи­ рование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; • художественное творчество — художественное отображение дей­ ствительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием ре­ продуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых (уровни проблемного обучения), наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индиви­ дуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй — на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, фа­ культативе, производстве. Третий вид — на урочных и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного обучения характеризу­ ются решением, главным образом, индивидуальных или групповых учебных проблем. В соответствие с этим М.И. Махмутов условно выделяет четыре уровня проблемного обучения: • обычной активности; • полусамостоятельной активности; 267

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz