Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• возможности учащихся должны быть достаточными для самосто­ ятельного понимания поставленного задания и условий выпол­ нения. Психологическая структура проблемной ситуации Наиболее четко и последовательно компоненты проблемной си­ туации разработаны психологом А.М. Матюшкиным. В психологи­ ческой структуре проблемной ситуации он выделяет следующие три компонента: • неизвестное достигаемое знание или способ действия; • познавательная потребность, побуждающая человека к интеллек­ туальной деятельности; • интеллектуальные возможности человека, включающие его твор­ ческие способности и прошлый опыт. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается как со ­ стояние умственного затруднения, вызванного объективной недо­ статочностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов ум­ ственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает чело­ века, стимулирует умственный поиск. Далее мыслительный процесс происходит по схеме: • выдвижение гипотез; • обоснование гипотез; • проверка гипотез. Ъшы проблемных ситуаций Влитературе известно свыше 20 классификаций проблемных си­ туаций (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.), причем для них ис­ пользуются различные основания. Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы: • при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фак ­ тами, требующими теоретического объяснения; • организации практической работы обучаемых; • побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приво­ дящих их в столкновение с прежними житейскими представле­ ниями об общих явлениях; • формулировании гипотез; • побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противо­ поставлению; 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz