Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• организация и распределение времени; • планирование собственной деятельности; • самоконтроль и саморегуляция деятельности; • самоанализ и самооценка учебных действий. 5.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ По мнению одного из основоположников проблемного обучения Дж. Дьюи, успешное обучение должно обязательно включать три компонента: • проблематизацию учебного материала (знания дети лучше усва ивают от удивления и любопытства); • активность ребенка (знания должны усваиваться с «аппетитом»); • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Основное различие между наиболее распространенными под ходами к пониманию усвоения заключается в том, как предлага ется ученику подлежащее усвоению знание (или действие) и что должен сделать сам ученик для его усвоения. В одном случае ус ваиваемое знание предлагается ученику в виде известного взрос лому образца, который учащийся должен запомнить, воспроиз вести или в случае усвоения действия отработать в процессе тре нировки. В соответствии со вторым подходом, составляющим позицию проблемного обучения, процесс усвоения начинается не с предъяв ления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усва иваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подле жащее усвоению. В этом случае ученик усваивает знания не потому, что учитель сообщает их ему, а потому, что у него самого возникла потребность в этих знаниях. Рассмотрим далее некоторые технологические аспекты такого обучения. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обу чения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. Признаки проблемной ситуации: • необходимость выполнения такого действия, при котором возни кает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; • наличие неизвестного для учащихся; 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz