Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
на котором строится живая плоть и кровь среднего образования, яв ляются умения учиться: наблюдать явления окружающего мира; вы ражать мысль о том, что я вижу, делаю, думаю; читать и писать1. В педагогических исследованиях существует несколько класси фикаций общеучебных умений. Центральное место среди них зани мает классификация, предложенная Ю.К. Бабанским. Уделяя много внимания рациональной организации учебного процесса, он раз делил общеучебные умения на три группы: 1) учебно-организационные (например, умения ставить цели своей деятельности, планировать и организовывать ее, контролировать и оценивать промежуточные и итоговые результаты деятельности, создавать благоприятные условия деятельности); 2) учебно-информационные (умения работать с книгой, с поиско выми системами); 3) учебно-интеллектуальные (умение мотивировать свою деятель ность, внимательно воспринимать, анализировать, систематизиро вать и обобщать информацию, рационально запоминать, логически осмыслять учебный материал). Все последующие классификации дополняют, уточняют и конк ретизируют ее. Так, классификация, предлагаемая челябинскими педагогами- исследователями Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым, делит эти умения натри группы: • учебно-управленческие умения —общеучебные умения, обеспечи вающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися; • учебно-информационные умения —общеучебные умения, обеспе чивающие нахождение, переработку и использование инфор мации для решения учебных задач; • учебно-логические умения — общеучебные умения, обеспечи вающие четкую структуру содержания процесса постановки и ре шения учебных задач. В практике работы современных учителей эта классификация конкретизируется различным образом. В качестве примера рас смотрим фрагменты некоторых программ развития общеучебных умений в школе. Начальная школа 1. Учебно-управленческие умения. 1 Сухомлинскии В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz