Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

на котором строится живая плоть и кровь среднего образования, яв­ ляются умения учиться: наблюдать явления окружающего мира; вы­ ражать мысль о том, что я вижу, делаю, думаю; читать и писать1. В педагогических исследованиях существует несколько класси­ фикаций общеучебных умений. Центральное место среди них зани­ мает классификация, предложенная Ю.К. Бабанским. Уделяя много внимания рациональной организации учебного процесса, он раз­ делил общеучебные умения на три группы: 1) учебно-организационные (например, умения ставить цели своей деятельности, планировать и организовывать ее, контролировать и оценивать промежуточные и итоговые результаты деятельности, создавать благоприятные условия деятельности); 2) учебно-информационные (умения работать с книгой, с поиско­ выми системами); 3) учебно-интеллектуальные (умение мотивировать свою деятель­ ность, внимательно воспринимать, анализировать, систематизиро­ вать и обобщать информацию, рационально запоминать, логически осмыслять учебный материал). Все последующие классификации дополняют, уточняют и конк­ ретизируют ее. Так, классификация, предлагаемая челябинскими педагогами- исследователями Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым, делит эти умения натри группы: • учебно-управленческие умения —общеучебные умения, обеспечи­ вающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися; • учебно-информационные умения —общеучебные умения, обеспе­ чивающие нахождение, переработку и использование инфор ­ мации для решения учебных задач; • учебно-логические умения — общеучебные умения, обеспечи­ вающие четкую структуру содержания процесса постановки и ре­ шения учебных задач. В практике работы современных учителей эта классификация конкретизируется различным образом. В качестве примера рас­ смотрим фрагменты некоторых программ развития общеучебных умений в школе. Начальная школа 1. Учебно-управленческие умения. 1 Сухомлинскии В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz