Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

• планировать эксперимент для проверки гипотезы; • подтверждать верность выдвинутой гипотезы результатами экс­ перимента и др. Эта слабая осознанность познавательных действий, их незримый характер ставят вопрос о необходимости выведения их наружу, более отчетливого их осознания для облегчения управления ими. Выведение наружу совершаемых познавательных действий может быть осуществлено через проговаривание вслух, организацию пред­ метных действий, способствующих материализации мыслительной операции, составление предварительного плана своего действия. 2. Общеучебные умения мобильны, подвижны, вариативны и, как правило, распространяются на все области учебной деятельности школьников. Так, освоив на уроке биологии такое организационно-практическое умение, как составление опорного конспекта, ученик легко исполь­ зует такой способ деятельности на других учебных предметах и при работе с любыми текстами во внеурочной деятельности. Целенаправленно овладев на уроках математики такими интел­ лектуальными метапредметными умениями, как анализ, синтез, срав­ нение, обобщение, систематизация, ученик, даже не осознавая этого, использует эти умения в изучении сложных теоретических вопросов на уроках литературы или истории. Акцентируя внимание при проведении лабораторных работ на таких общих понятиях, как «проблема исследования», «цель иссле­ дования», «объект и предмет исследования», «гипотеза», ученик ов­ ладевает исследовательскими метапредметными умениями, позволя­ ющими вести научные исследования в любой предметной области. Научившись на уроках истории работе в группе, выполнению в ней различных социальных ролей, овладев приемами аргументации своей точки зрения, признания своей неправоты и корректировки своей точки зрения, ученик становится носителем коммуникативных метапредметных умений, которые в будущем окажут ему помощь при решении любых образовательных, профессиональных и жизненных задач. Формирование общеучебных умений и навыков — специальная пе­ дагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Формирование общеучебных умений, как правило, сконцентрировано в начальной школе. К со­ жалению, во многих школьных практиках как специальная педаго­ гическая задача она там и заканчивается. Естественно, что такое положение объективно препятствует освоению предметных знаний и умений. Актуальны слова В.А. Сухомлинского о том, что остовом, 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz