Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Глава 5 МЕТАПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Почему бывшие школьные отличники не всегда достигают больших жизненных успехов, а троечники делают порой головокру­ жительные профессиональные карьеры? Очевидно, жизненные и профессиональные проблемы и задачи не всегда коррелируются академической успешностью, а чаще всего требуют от человека иных качеств, свя занных с овладением им так называемыми метапредмет- ными результатами обучения. В соответствие с Федеральным государственным образова­ тельным стандартом метапредметные результаты обучения заявлены как новые ориентиры образования. Однако в среде ученых и педа- гогов-практиков нет единого, согласованного представления о самой сущности феномена метапредметности. Этот сложный и интегриро­ ванный педагогический объект может рассматриваться с разных по­ зиций: • как ориентация на формирование у учеников в процессе обучения универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные); • как продолжение традиций отечественной школы по формиро­ ванию общеучебных умений и навыков (организационно-практи­ ческих, интеллектуальных, исследовательских, коммуника­ тивных); • как подход к формированию ключевых компетентностей — соци­ альных, межкультурных, коммуникативных, информационных и познавательных; • как появление в учебном плане новых учебных предметов, обу­ чение в которых строится вокруг общих понятий, выходящих за рамки отдельного предмета, таких, например, как «знак», «число», «проблема» и др. Общее у этих подходов то, что они ориентируют образовательный процесс на подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути. Представленные ниже педагогические технологии (и как алго­ ритмы действий, и как совокупность организационных форм, ме­ тодов и приемов обучения) позволяют с той или иной степенью эф­ 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz