Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Глава 5 МЕТАПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Почему бывшие школьные отличники не всегда достигают больших жизненных успехов, а троечники делают порой головокру жительные профессиональные карьеры? Очевидно, жизненные и профессиональные проблемы и задачи не всегда коррелируются академической успешностью, а чаще всего требуют от человека иных качеств, свя занных с овладением им так называемыми метапредмет- ными результатами обучения. В соответствие с Федеральным государственным образова тельным стандартом метапредметные результаты обучения заявлены как новые ориентиры образования. Однако в среде ученых и педа- гогов-практиков нет единого, согласованного представления о самой сущности феномена метапредметности. Этот сложный и интегриро ванный педагогический объект может рассматриваться с разных по зиций: • как ориентация на формирование у учеников в процессе обучения универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные); • как продолжение традиций отечественной школы по формиро ванию общеучебных умений и навыков (организационно-практи ческих, интеллектуальных, исследовательских, коммуника тивных); • как подход к формированию ключевых компетентностей — соци альных, межкультурных, коммуникативных, информационных и познавательных; • как появление в учебном плане новых учебных предметов, обу чение в которых строится вокруг общих понятий, выходящих за рамки отдельного предмета, таких, например, как «знак», «число», «проблема» и др. Общее у этих подходов то, что они ориентируют образовательный процесс на подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути. Представленные ниже педагогические технологии (и как алго ритмы действий, и как совокупность организационных форм, ме тодов и приемов обучения) позволяют с той или иной степенью эф 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz