Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Самооценка учеников: • внутренняя — сравнение своей работы с работой других; • по шкале от 1до 5 (10) или любые другие виды изображения. На рефлексивномэтапе — педагог просматривает свою деятель­ ность с учащимися, выявляет свои успехи и затруднения, делает анализ учебной деятельности. Рекомендации Учителя и методисты, осваивающие и распространяющие техно­ логию коллективного способа обучения (КСО), рекомендуют: • Пары должны комплектоваться по желанию учащихся, а не учи­ теля, при этом обязательно должны учитываться генетически обу­ словленные особенности психики, характера, мышления, чувств, работоспособности и т.п. Иначе не избежать конфликтных си ­ туаций в микрогруппах, унизительных эпитетов, нервозности, а значит, невротических изменений психики, как итог — потеря интереса к учению. • Метод целесообразнее применять учителям-предметникам и мас­ терам производственного обучения при выполнении заданий практического характера (лабораторные, практические занятия, уроки технологии). • Не следует применять КСО при теоретическом изучении более сложной темы, так как при повторении и передаче учениками важных определений, понятий и способов выполнения появля­ ется эффект «глухого телефона» и часть информации может быть потеряна. • Не целесообразно работать коллективно в больших подгруппах, так как продуктивной деятельностью будут охвачены не все под­ ростки. Достаточно целостная реализация механизмов КСО внутри дей­ ствующего группового процесса практически невозможна. По крайней мере, об этом свидетельствует опыт многих педагогов за последние 50 лет. Возможен запуск относительно автономного и ограниченного процесса (летний лагерь, внешкольный клуб, от­ дельная, целиком взятая школа). Лучше, когда в общем процессе задействовано несколько школ, с научно-методической, управлен­ ческой, финансовой поддержкой на уровне района, города, области. Для реализации целостного процесса необходима работа команды учителей, объединенная едиными целями и ценностями, с опытом кооперативной работы. Так сложилось, что основой движения КСО являются педагоги- практики, методисты. Проблемой дальнейшего развития движения 247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz