Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Обобщая практический опыт использования механизма диалого вого общения в учебном процессе и исследуя организационную струк туру учебного процесса, В.К. Дьяченко создал теорию коллективного способа обучения. Он предложил определить обучение как специ альным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передает свой опыт обще- ственно-исторической и практической деятельности. В.К. Дьяченко предложил свою трактовку организационной формы учебного процесса. Он рассмотрел четыре структуры общения людей в обществе: 1) опосредованное — один человек без непосредственного кон такта с другим; 2) два человека — пара, общение в паре; 3) три человека и больше — общение в малой или большой группе; 4) общение в динамических парах (или парах сменного состава). В соответствии с возможными структурами общения В.К. Дья ченко ввел понятие «общие формы организации обучения»: • индивидуально-обособленную; • индивидуальную; • групповую; • коллективную. Название организационных форм учебного процесса соотносятся со способом получения и усвоения, а также усвоения и передачи ин формации и практического опыта: индивидуально, в паре, в группе, в коллективе. Каждая форма организации учебного процесса предусматривает специальную подготовку учебного материала и способы передачи его учащимся, а также виды их деятельности при усвоении знаний, предъявляет свои требования к расписанию, учебным помещениям, навыкам и умениям учителя. Парную работу можно использовать в трех видах: • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель — ученик); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый; • динамическая пара, когда четверо учащихся готовят одно за дание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля обучающийся обсуждает задание трижды (с каждым партнером, причем каждый раз ему необхо димо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. вклю чать механизм адаптации к индивидуальным особенностям то варища; 245
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz