Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

будем приступать к решению задачи? Что можно узнать сразу? и т.д.” Если решение задачи для партнера оказывалось трудным, то тот, кто знал решение, объяснял и после объяснения спрашивал, чтобы удос­ товериться, что решение задачи понято правильно». Часто в группе шло одновременно изучение двух или даже трех учебных предметов. Например, если ученики занимались матема­ тикой, а нужно было перейти к изучению естествознания или ис­ тории, то А.Г. Ривин предлагал двум ученикам отложить работу над математикой и взять новые темы по естествознанию или по истории. Не сразу, а постепенно вся группа переключалась на изучение мате­ риала по естествознанию или истории. Например, ребята брали учебник геометрии Киселева и в течение недели добивались того, что каждый знал все определения и теоремы, доказательства, следствия в совершенстве. В.К. Дьяченко отмечает, что решение задач начиналось только тогда, когда ученики достаточно хорошо владели теоремами. Новые теоремы А.Г. Ривин объяснял не всем ученикам сразу, а каждый раз кому-то одному из тех, кто шел впереди, кто уже к этому был подго­ товлен, а этот ученик излагал кому-то второму, второй — третьему и т.д. Считалось, что новой теореме или теме каждый должен научить не одного, а несколько учеников. Если незнающих не оказывалось, то учащийся должен был провериться у своих товарищей, чтобы до­ стигнуть безукоризненного знания. В свое время А.Г. Ривин разработал несколько методик кол ­ лективного способа обучения, применяемых в различных ситу­ ациях: • изучение текстового материала по любому учебному предмету; • взаимообмен знаниями (назначение этой методики — отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий); • решение задач и примеров по учебнику; • взаимные диктанты; • разучивание стихотворений в сменных парах; • выполнение упражнений в парах; • работа по вопросникам; • изучение иностранного языка. Несколько другим путем в развитии идей своего учителя пошел В. К. Дьяченко. Он работал над механизмом использования метода А.Г. Ривина в учебных занятиях в школе1. 1 Дьяченко В.К. Из опыта самостоятельной работы учащихся в IV классе [Текст] / В.К. Дьяченко, М.Г. Булановская / / Советская педагогика. — 1957. —№ 3; Дьяченко В.К. В поисках новой методики [Текст] / В.К. Дья­ ченко / / Народное образование. — 1957. —№ 9; и др. 244

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz