Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

шинство из ликвидаторов безграмотности в частях Юго-Западного фронта перешли к этому методу. За годы, прошедшие с тех пор, как А.Г. Ривин начал на практике проверять свои дидактические идеи, было предложено множество разных описаний его методики поабзацной проработки текста. М.А. Мкртчян так описывал эту методику в 1988 г.: «Каждый уча­ щийся получает тему и прорабатывает ее поабзацно (по частям) в парах сменного состава следующим образом: для проработки пер­ вого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает. Обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца запи­ сывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. (Напоминаем, что у каждого учащегося своя тема.) После этого для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он по­ могает своему напарнику, прослушивает его, помогает ему разо­ браться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. Для проработки третьего абзаца текста учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, оза­ главливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в его тетрадь... и так далее. После проработки всего текста, для закрепления и системати­ зации полученных им знаний, учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой. Затем учащийся получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом»1. Поабзацная проработка текстов практиковалась по всем учебным предметам, за исключением математики. В.К. Дьяченко так описывает простой и в то же время необычный прием, который использовал А.Г. Ривин при организации изучения математики: «Один ученик подходил к другому, показывал ему текст задачи или теоремы и спрашивал: “Слушать или рассказывать?” Если партнер говорил “слушать”, то сразу же начиналась общая ра­ бота: “Прочитай задачу. Что в задаче дано? А что нужно найти? Как 1 Вопросы теории и практики коллективного способа обучения [Текст] / сост.: М.А. Мкртчян, Л.В. Бондаренко. —Красноярск: Краснояр. с.-х. ин-т, 1988. 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz