Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Так как в группе были и младшие, и старшие (более подготов ленные) ученики, то А.Г. Ривин имел возможность обеспечить на протяжении короткого времени непрерывную передачу знаний от учителя-руководителя к его непосредственным помощникам, а затем все менее и менее подготовленным ученикам. Поэтому проблема строгой линейной последовательности при организации процесса не возникала. Но приходилось, и к тому же нередко, нарушать книжную последовательность. В таких случаях А.Г. Ривин давал ученикам не которую дополнительную информацию, если в этом была необходи мость. Относительно легко налаживалось самоуправление. Старшие ученики были не только учителями младших, но и их воспитателями и руководителями — помощниками педагога. На протяжении первых двух-трех недель А.Г. Ривин сам опре делял, кому над какой темой и кто с кем должен работать. А потом эти функции перешли к старшим ученикам. Кроме того, все больше и больше учеников постепенно уже могли сами решать, с кем лучше работать и над чем, какие следующие вопросы изучать. Ученики не всегда получали новый материал от Ривина. Скорее, это делалось в порядке исключения. Чаще он предлагал своим уче никам новый материал изучать либо в паре, либо индивидуально (самостоятельно), без предварительного изложения. Почти для всех учебных предметов А.Г. Ривин разработал методику поабзацной про работки статей (текстов). Описывая опыт Ривина при ликвидации безграмотности, Б. Таль называет используемый метод «обменно-слоговым»: «Группа негра мотных, 30—50 человек, работает в одной комнате. У каждого участ ника есть карандаш и бумага. Руководитель этой группы выступает как организатор работы. Он берет обиходные слова, которые хорошо знакомы каждому из учащихся. Все слова разделяются на слоги. Ор ганизатор пишет эти слоги и раздает их каждому учащемуся по од ному. Первому — по, второму — не, третьему —дель, четвертому — ник. Каждый ученик копирует этот слог. Когда он научился писать свой слог, у него стимулируется потребность узнать следующий, пойти к учащемуся, который пишет этот слог. Учащиеся обменива ются слогами, и путем такого парного обучения происходит чрезвы чайно быстрое и прочное усвоение...»1. Б. Таль пишет, что ему пришлось наблюдать работу по этому ме тоду в трех школах, и везде результаты были чрезвычайно быстрыми и превосходили результаты иных методических подходов. Боль 1 Таль Б. О талгенизме (метод коллективного взаимообучения) [Текст] / Б. Таль / / Руководителям занятий. —М., 1922. —№ 5. —С. 6—10. 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz