Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Так как в группе были и младшие, и старшие (более подготов­ ленные) ученики, то А.Г. Ривин имел возможность обеспечить на протяжении короткого времени непрерывную передачу знаний от учителя-руководителя к его непосредственным помощникам, а затем все менее и менее подготовленным ученикам. Поэтому проблема строгой линейной последовательности при организации процесса не возникала. Но приходилось, и к тому же нередко, нарушать книжную последовательность. В таких случаях А.Г. Ривин давал ученикам не­ которую дополнительную информацию, если в этом была необходи­ мость. Относительно легко налаживалось самоуправление. Старшие ученики были не только учителями младших, но и их воспитателями и руководителями — помощниками педагога. На протяжении первых двух-трех недель А.Г. Ривин сам опре­ делял, кому над какой темой и кто с кем должен работать. А потом эти функции перешли к старшим ученикам. Кроме того, все больше и больше учеников постепенно уже могли сами решать, с кем лучше работать и над чем, какие следующие вопросы изучать. Ученики не всегда получали новый материал от Ривина. Скорее, это делалось в порядке исключения. Чаще он предлагал своим уче­ никам новый материал изучать либо в паре, либо индивидуально (самостоятельно), без предварительного изложения. Почти для всех учебных предметов А.Г. Ривин разработал методику поабзацной про­ работки статей (текстов). Описывая опыт Ривина при ликвидации безграмотности, Б. Таль называет используемый метод «обменно-слоговым»: «Группа негра­ мотных, 30—50 человек, работает в одной комнате. У каждого участ­ ника есть карандаш и бумага. Руководитель этой группы выступает как организатор работы. Он берет обиходные слова, которые хорошо знакомы каждому из учащихся. Все слова разделяются на слоги. Ор­ ганизатор пишет эти слоги и раздает их каждому учащемуся по од­ ному. Первому — по, второму — не, третьему —дель, четвертому — ник. Каждый ученик копирует этот слог. Когда он научился писать свой слог, у него стимулируется потребность узнать следующий, пойти к учащемуся, который пишет этот слог. Учащиеся обменива­ ются слогами, и путем такого парного обучения происходит чрезвы­ чайно быстрое и прочное усвоение...»1. Б. Таль пишет, что ему пришлось наблюдать работу по этому ме­ тоду в трех школах, и везде результаты были чрезвычайно быстрыми и превосходили результаты иных методических подходов. Боль­ 1 Таль Б. О талгенизме (метод коллективного взаимообучения) [Текст] / Б. Таль / / Руководителям занятий. —М., 1922. —№ 5. —С. 6—10. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz