Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Сохранился единственный печатный труд А. Г. Ривина: «Содиалог как орудие ликбеза», который был опубликован в журнале «Рево­ люция и культура», № 15—16 в 1930 г. Разработанный им метод позволяет выстроить учебный процесс на следующих основаниях: • разноуровневое и разновозрастное обучение; • индивидуальный темп изучения материала; • воспитание в процессе обучения самостоятельного, ответствен­ ного, творческого ученика; • одновременное изучение разных предметов по выбору; • обучение на разных языках. О развитии метода А.Г. Ривина в 1920-е гг. сохранились лишь вос­ поминания его учеников, немногочисленные статьи коллег и от­ клики современников. Представленный ниже текст опирается в ос­ новном на выдержки из этих публикаций. Исторически первым опытом работы Ривина, о котором есть све­ дения, была его учительская деятельность в местечке Корнино под Киевом в 1918 г. Описание ее мы находим в брошюре его ученика В.К. Дьяченко «Разновозрастность состава коллектива как важ­ нейшее условие перехода к коллективному способу обучения». Ривин собрал около 40 крестьянских ребят разного возраста и стал обучать по-новому. Все подростки работали по очереди друг с другом то в ка­ честве учителей (обучающих), то в качестве учеников (обучаемых). Учебные занятия длились около 10 месяцев. Дети занимались прямо во дворе и только в случае непогоды переходили в помещение. Картину подобных занятий описал еще один его ученик М.Д. Брейтерман: «За большим столом или несколькими сдвину­ тыми столами сидят пары беседующих людей. Желательно — вокруг, чтобы каждый видел лица собеседников, но это не главное. Они могут сидеть по двое за отдельными столами, как в школе. Перед каждым лежит книга, журнальная или газетная статья, у каждого своя тема, но могут быть различные источники на одну тему, раз­ личные главы одной книги. Через каждые 7 - 9 мин пара заканчивает беседу и расходится. Каждый из них вступает в умственный контакт с кем-нибудь из освободившихся. Это похоже на игру. Здесь действи­ тельно царит атмосфера легкости и непринужденности. Однако при этом исподволь выполняется глубокая творческая интеллектуальная работа»1. 1 Брейтерман М.Д. Метод А.Г. Ривина [Текст] / М.Д. Брейтерман / / На путях к новой школе. — 1994. —№ 6. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz