Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Обучение в парах сменного состава — оргдиалог — сочетательный диалог — коллективный способ обучения — все эти разные названия метода Ривина не один раз уходили в прошлое и вдруг вновь взлетали на волне каждой очередной педагогической революции и завоевы вали тысячи сторонников. Неизвестно, опирался ли А.Г. Ривин в своих исследованиях и практической деятельности на белл-ланкастерскую систему обу чения, но то, что сделал этот человек в те трудные для страны и для него самого времена для педагогической науки и общественно-пе дагогической практики, трудно переоценить. А.Г. Ривин поставил перед собой ряд вопросов, ответам на ко торые посвятил значительную часть своей жизни: «Почему в области физического труда наступает время механи зации и автоматизации производства, а учебный умственный труд выполняется по-первобытному: учитель учит сразу всех, целую группу школьников, всех одинаково, как стадо?» «А нельзя ли автоматизировать учебно-умственный труд? Почему в физическом труде автоматизация и механизация ускоряют и повы шают производительность, а в обучении этого сделать нельзя?» «Как облегчить труд учителя и одновременно сделать его более результативным? Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладение науками должно проходить быстрее и в то же время качественнее». В основе метода коллективного обучения лежит несложная сис тема, благодаря которой ученик может пройти материал самостоя тельно, проработать его совместно в паре с другим учеником, получить в случае неточного понимания корректирующие указания преподава теля и, убедившись, что тема усвоена, перейти к следующей. По словам Ривина, «последовательное и интенсивное применение орга низованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев». В методе А.Г. Ривина заложено взаимодействие участников, при котором постоянно происходит смена ролей «учитель —ученик». При этом ученик может уделить необходимое время изучению тех тем, усвоение которых представляет сложность именно для него. Работа в парах была уже давно известна миру. Открытие Ривина заключается в создании новой формы коллективной организации обучения — работы в парах сменного состава, где перемена в паре участников происходит в минимально короткие сроки — каждые 5 -1 0 мин, а в процесс оказываются вовлечены одновременно д е сятки обучающихся. 240
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz