Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
ному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, сни маются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на за поминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Функции опорных схем: • помогают учителю на различных этапах урока — от проверки до машнего задания до контроля и оценки; • облегчают ученикам усвоение учебного материала, ответы на во просы и выполнение заданий; • условие бесконфликтного, делового, дружеского общения; • основа уверенности детей в своих способностях преодолеть труд ности, импульс к активному, заинтересованному труду; • обеспечивают более высокую работоспособность, а также энер гичный темп урока. Необходимые для выполнения задания правила детям не нужно вспоминать, теряя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Через неделю они уже усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели схема снимается: она больше не нужна. Таким образом, схема стано вится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависи мостей и связей. Усвоение учебного содержания Усвоение происходит в три этапа. 1. Перспективная подготовка: медленное, последовательное зна комство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Вы полняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики. 2. Работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение мате риала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обоб щении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены. 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz