Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он «ведет». В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых действий. По сути, это этап интериоризации при формировании умственных действий (по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной). Так выдерживается высокий темп урока, у школьников развивается речь, логическое мышление. К четвертому классу комментированное управление перерастает в доказательное. Зарисовка с урока. Тихо в классе. Ребята решают примеры в тетрадях. Все как обычно. Но спокойным, негромким голоском кто-то из детей, не отрываясь от работы, говорит, управляя классом: «Пишу шесть. Пишу плюс. Пишу два. Пишу получится. Пишу восемь». «Совершенно верно, — объявляет учительница, — шесть плюс два получится, есте ственно, восемь. Правильно, Наташа!». «Пишу четыре. Пишу плюс...» Все пишут вместе с Наташей, не торопясь и не отставая — ни один не отстал! С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятель ность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Комментируемое управление позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. Опорные схемы Опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рожда ются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. При таком виде работы ученики избавлены от механического за зубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практи ческое задание — решение примера, задачи, уравнения, граммати ческие задания. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Младший школьник мыслит конкретно, образами. Для него опорные схемы — это естественный переход от ярких картинок-иг- рушек, иллюстрирующих решение математических заданий, куслов- 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz