Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
принцип становится решающим при введении на уроках в начальной школе нового теоретического содержания, которое априори может напугать ребенка-ученика своей сложностью, особенно если он увидит, что другие дети с ним уже справляются («Все умеют, а я — нет. Я —плохой»). Общение С.Н. Лысенковой со своими учениками пронизано доброжелательностью и участием. Это вызывает ответную любовь и доверие детей к ней. С. Соловейчик писал о ней: «Секрет свежести чувств и неуста- лости ее в том, что если работать, как Л ысенкова, то профессия учи теля становится “самой легкой профессией, легче не найдешь” . Софья Николаевна сказала об этом, слегка стесняясь. Ведь стыдно же: у всех трудные профессии, а у нее —легкая. Софья Николаевна все время говорит, что работать ей очень легко и радостно. Кто хоть pa 1 видел ее урок, согласится, что и детям у нее очень легко. Даже те, кто просто присутствует на уроке в качестве зрителей на последних партах, заражаются приподнятым настроением»1. 3. Дифференциация, доступность заданий для каждого. Класс — это гетерогенная группа: дети различаются по уровням развития. Есть такие, которые схватывают все налету, а есть и те, которым необхо димо время для прочного и глубокого усвоения знаний и умений. С ними нужно работать дольше и всестороннее по каждой изученной теме. А где взять это необходимое время? Этот резерв времени кро ется в характере учебного сотрудничества учителя и учеников. 4. Через знающего ученика учить незнающего. Ученик вслух прого варивает («ведет») решение примера, задачи, разбор предложения. При этом ребенок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он — учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, четко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь. Особенности технологии обучения Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает опти мально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом. Метод комментирования в 1960-х гг. был широко распространен как опыт липецких учителей. У С.Н. Лысенковой он получил раз витие: она объединила комментирование трех действий: думаю, го ворю. записываю. Учащийся вслух объявляет, что он в данный мо мент делает; одновременно решается задача управления деятель ностью всего класса. Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 1 Соловейчик С. Класс Лысенковой [Текст] / С. Соловейчик / / Первое сен тября. 2006. № 18. 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz